|
Архитектор Антонио Гауди родился 25 июня 1852 году в Реусе, неподолеку от Барселоны. В 1870 году он поступает в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом и открывает свою архитектурную мастерскую. Опираясь на национальную готику и характерные особенности народной каталонской культуры, он связал воедино старинные традиции и стилистику модерна, художественно-культурного течения конца ХIХ в., необыкновенно популярного во всех странах Европы. В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди "конструктором ХХ в.", а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо, и в знак уверенности в его природной прочности одно время носил сырые яйца прямо в карманах брюк, взяв их с собой для завтрака. Однажды, попав в обьятия своего друга он понял, что прочность куриных яиц оказалась не так беспредельна.... Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. " Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья - свой дом. " Снимать дом - все равно что иммигрировать", - убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома. Всю свою жизнь он провел в Каталонии, лишь один раз оставив ее в 1887 году на короткое время. Его, казавшиеся окружающим безумными проекты финансировал богатый промышленник-хлопкопроизводитель Дон Эусебио Гуэлль. 7 июня 1926 г. у выхода со строительной площадки Собора Саграда Фамилия, на семдесят четвертом году жизни, Гауди был сбит трамваем. Очевидно, он пребывал в привычной для него отрешенности, переходя трамвайные пути. Неузнанного, в бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста - специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора.
Бурная творческая жизнь Гауди достигла своей кульминации в работе, которая признана его шедевром, хотя она и не была завершена из-за внезапной смерти архитектора. Это здание Собора Саграда Фамилиа, посвященное Святому Семейству. По замыслу Гауди, Саграда Фамилиа должна была стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами: западный-Рождество, восточный-Страсти и Смерти, южный-Вознесение. Собор Гауди поражает величием замысла и блистательностью исполнения. Он имеет в плане форму креста длиной 110 метров, высота его 45 метров, четыре стометровые башни, всего 12 башен по числу апостолов, четыре колокольни- по числу евангелистов и два шпиля-Богоматери и Иисуса. При Гауди был построен только фасад Рождества. В те годы он жил прямо в соборе, в тесной, заваленной чертежами коморке. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство и черпал жизненную энергию, казалось, из самого собора, который существовал только в его вооброжении. Гауди руководил строительством первые 43 года- пока был жив. Сейчас можно только сожалеть, что автору не удалось завершить это необыкновенное неоготическое здание. После смерти архитектора строительство было продолжено по проектам автора его последователями. Строительство продолжается и в настоящее время на жертвования верующих, но движется очень медленно, и уже пятое поколение барселонцев наблюдает несуетное рождение архитектурного шедевра. Даже недостроенный собор стал символом Барселоны и останется им навсегда. Правомерность этого очевидна, когда оказываешься рядом: сразу ясно, что собор творение гения. Но столь же зримо в нем и вмешательство иных, высших сил. "Дух дышит, где хочет", -это обьединяет горные пики Монсеррата с колокольнями Саграта Фамилиа.
|