Конструктивизм
На Главную Архитектурные стили и направления
Конструктивизм (от лат constructio - построение) 1. Направление в советской художественной культуре в 1920-х гг., выдвигавшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Для конструктивизма характерна критика станковизма и созерцательности в искусстве, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии. Конструктивизм своеобразно отразил пафос революционной самодеятельности 1920-х гг., выдвигая требование превращения искусства в жизнестроение, то есть, в творчество целесообразных форм, организующих реальную общественную жизнедеятельность. В той или иной форме идеи конструктивизма получили отражение во всех видах искусства (напр., творчество К. С Малевича и Л. М. Лисицкого в живописи, сценические площадки театра Мейерхольда и др.), но перспективными они оказались лишь в прикладном искусстве и архитектуре, поскольку требования конструктивности и функциональности совпадали с объективной тенденцией развития этих видов искусства. Применительно же к музыке, литературе, изобразительным искусствам призывы превратить художественное творчество в функционально-практическое конструирование оказались несостоятельными. Некоторые его сторонники вскоре отказались от крайностей конструктивизма и стали активными борцами за социалистическое искусство, другие (напр., Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) перешли от абстрактного к реальному предметотворчеству и стали первыми советскими дизайнерами. Те же, кто настаивал на самоценности конструктивных экспериментов, оказались в лагере модернизма. Представители конструктивизма в архитектуре, оформившегося под воздействием концепции "производственного искусства" (братьи Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, К. С. Мельников и др.), в своих проектных и теоретических работах, по сути дела, заложили основы советской архитектуры и градостроительства, разработали принципы художественного конструирования, стали авторами первых советских павильонов на международных выставках. Конструктивизм оказал сильное влияние на формирование эстетических теорий немецкого Баухауза и западноевропейских функционалистов. 2. Стиль советской архитектуры конца 1920 - середины 1930-х гг., характеризующийся графической четкостью композиции, отсутствием декора, чередованием горизонтальных "ленточных" окон, глухих плоскостей и вертикальных лент остекления лестничных клеток. В этом смысле конструктивизм выступает обобщающим понятием, характеризующим стилистику столь разных мастеров, какими были архитекторы М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев, Б. М. Иофан (автор проекта жилого комплекса и кинотеатра "Ударник" в Москве), Г. Б. Бархин (автор проекта комбината "Известия" в Москве) и др. (Словарь "Эстетика", М., Политиздат, 1989)

Используются технологии uCoz